пропустить
Александровский пассаж

Александровский пассаж

Александровский пассаж – пример причудливого синтеза европейской моды с восточной вычурностью. В 1880 году купец первой гильдии Александр Сергеевич Александров захотел сделать торговую галерею наподобие парижского торгового пассажа Vivienne, но в результате получил даже более амбициозный проект: в Казани таких зданий раньше не возводили.

Строительство Пассажа на земельном участке возле Кремля было доверено талантливому и юному архитектору Генриху Рушу, только перебравшемуся в Казань из Санкт-Петербурга: для него Пассаж стал первым воплощенным проектом, а строительство обошлось купцу Александрову в 800 тысяч рублей – достаточно небольшая сумма для такой масштабной затеи.

Открытие Пассажа состоялось 8 ноября 1883 года. Жители Казани были поражены роскошью здания: их взору открылись чугунные лестницы с ажурной ковкой, стеклянное покрытие крыши и пола, пневматическое отопление, первое в городе электрическое освещение, лифт, на котором многие катались просто ради развлечения. На высокой башне были установлены часы с тремя циферблатами, смотрящими в разные стороны. Под башенным куполом несколько раз в день звенели колокола. В центре внутреннего двора располагался светильник-фонтан в виде бронзовой скульптуры, изображавшей женщину с младенцем.

Небольшая сумма, затраченная на строительство, дополнилась издержками на содержание: из-за высокой арендной ставки многие помещения простаивали. Купец продал Пассаж своей сестре, известной казанской благотворительнице Ольге Александровой-Гейнс, за 500 тысяч рублей.

Гейнс предлагала устроителям будущего национального музея обосноваться на втором и третьем этажах Пассажа в надежде обеспечить приток посетителей. Предложение было отвергнуто по причинам технического несоответствия здания, и в течение долгих лет Пассаж так и оставался доходным домом с лавками и магазинами. А национальный музей при поддержке Гейнс открылся в здании Гостиного двора.

В 1908 году в вестибюле начал работу первый в Казани электрокинотеатр. На первом этаже находился знаменитый ресторан «Пале де Кристаль», который историки сдержанно нарекали «разгульным».

До 1907 года на третьем этаже располагалась типография Ивана Николаевича Харитонова, дававшая большую нагрузку на здание, об этом в письмах городскую управу уведомлял архитектор Пассажа.

Его тревоги были оставлены без внимания, а в советские времена за зданием попросту перестали следить. Ночью 28 апреля 1977 года рухнула вестибюльная стена. Обошлось без жертв, но через несколько дней уже полностью обрушилась северная часть Пассажа. Сейчас жители и гости Казани видят лишь половину исходного здания, полную реконструкцию амбициозного проекта купца Александрова предполагается завершить через несколько лет. Как и планировал изначально основатель здания, в Пассаже будет открыт отель.

Качества

Мастерство
Устремлённость

Многие годы Александровский пассаж называли «жемчужиной Казани»: облик Пассажа, придуманный Генрихом Рушем, сохраняет свою красоту и сегодня

Пространство Пассажа решено в смешении стилей модерна и барокко: вычурный и богатый облик торговой галереи обусловлен духом эпохи

Александровский пассаж

Александровский пассаж – пример причудливого синтеза европейской моды с восточной вычурностью. В 1880 году купец первой гильдии Александр Сергеевич Александров захотел сделать торговую галерею наподобие парижского торгового пассажа Vivienne, но в результате получил даже более амбициозный проект: в Казани таких зданий раньше не возводили.