пропустить
Головные уборы

Головные уборы

Татарские национальные головные уборы изменились за столетия своего существования, но не потеряли актуальности. В Татарстане их носят и сегодня, надевая по особым случаям.

Головной убор является самым выразительным элементом национальной одежды. По нему наши предки могли безошибочно определить не только достаток собеседника, но и его социальный статус. Например, небольшая вязаная шапочка, тюбетейка, на голове мусульманина была признаком того, что ее обладатель – человек скромный и религиозный. Тюбетейка была и остается самой известной деталью гардероба татарского мужчины. Разновидностей тюбетеек существует великое множество: из бархата, без вышивки, с плоским или заостренным верхом, украшенная шелковыми нитками, золотой или серебряной канителью, блестками, камнями, бисером, жемчугом. Иногда к макушке тюбетейки пришивалась кисть, что придавало ей схожесть с феской. В начале прошлого столетия модная молодежь, для которой Стамбул был чем-то вроде Лондона для нынешних юношей и девушек, носила именно фески. За столетия своего существования тюбетейки изменились, но не потеряли актуальности.

Женщины носили калфаки. Как полагают многие исследователи, калфак изначально был головным убором в виде мягкого тканевого или замшевого колпака простой формы. Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

Существовали калфаки на любой кошелек: роскошные и дорогие, праздничные для городских мещан и простые для бедных жителей. Последние украшались декоративными монетками и домашним шитьем. Дорогие калфаки были с золотой и серебряной вышивкой. Впрочем, достоинством в татарской культуре является также и искусное рукоделие. Со временем в моду вошла аппликация в виде треугольных «ушек».

Умелые ремесленники украшали калфаки изображениями цветов, полумесяца, звезд, перьев, ветвей, листьев. На голове калфак закреплялся с помощью повязки «ука-чачак». Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение – с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей. На конце калфака – кисточка, которая откидывалась назад либо набок.

В середине XIX века калфаки начали укорачиваться. Большую декоративную функцию взял на себя твердый прямоугольный околышек - «мангайча». Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Если поначалу они должны были закрывать волосы, шею, плечи и спину замужней женщины, то со временем превратились практически в аксессуар – заколку. Такой осовремененный калфак становится приметой городских жительниц. Татарки до сих пор его носят, правда, сейчас он куда меньше.

Сначала изготовление головных уборов было кустарным промыслом, но со временем перешло в фазу, когда их производством занимались целые артели и торговые фирмы. В начале ХХ века в Казани и вокруг нее десятки тысяч мастеров шили и вышивали тюбетейки.

Качества

Традиция
Мастерство

И сейчас еще в современном Татарстане делают национальные головные уборы. При должной сноровке мастерица-хозяйка может сшить калфак себе или тюбетейку мужу

Национальный музей Республики Татарстан

Татарские национальные головные уборы изменились за столетия своего существования, но не потеряли актуальности. В Татарстане их носят и сегодня, надевая по особым случаям.