пропустить
Мечеть аль-Марджани

Мечеть аль-Марджани

Первая соборная мечеть названа в честь выдающегося имама и просветителя Шигабутдина Марджани. История ее постройки и развития служит прекрасным примером единства исторических традиций и современности.

Первые каменные мечети появились в Старо-Татарской слободе в конце XVIII века с разрешения императрицы Екатерины II, посетившей Казань в 1767 году. Создателем уникального памятника татарской духовной культуры, предположительно, был петербургский архитектор Василий Кафтырев, по проектам которого построено немало зданий в Казани. Он также создал первый генеральный план города.

Сейчас мечеть гармонично вписывается в окружающий ансамбль, но два с половиной века назад ее почти 30-метровый минарет гордо возвышался над окружающими постройками. Православные деятели обращались к Екатерине с жалобами на то, что мусульмане строят минареты слишком высоко, на что получили, по легенде, достойный ответ: «Я выделила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению».

Первое свое название мечеть получила по фамилии богатой семьи, на деньги которой была построена и которая взяла ее на свое попечение, – семьи купцов Юнусовых. Деньги в строительство вкладывали и другие купцы: Галикеевы, Казаковы, Гизетуллины, Валишины, – но именно Юнусовы планомерно занимались развитием мечети и открывшегося при ней медресе.

Позже мечеть была названа в честь выдающегося татарского просветителя Шигабутдина Марджани, автора первых трудов об истории татар. В Казани Марджани оказался по приглашению купца Ибрагима Юнусова, собиравшего лучших учителей для служения и преподавания в медресе.

Марджани обучался в Бухаре, затем переехал в Самарканд; купец Юнусов специально прислал за ним людей, чтобы привезти ученого в Казань. Молодого Марджани сначала назначили имам-хатыбом, в обязанности которого входило возглавлять совместную молитву, проводить пятничную проповедь и работать с прихожанами. В марте 1850 года Марджани стал имам-мударрисом, то есть начал преподавать в медресе при Первой соборной.

С именем просветителя связано возрождение мечети: благодаря Марджани и против воли Юнусова рядом построили новое медресе вместо обветшавшего старого. Ученый заручился поддержкой других меценатов и, невзирая на неоднократные поджоги строящегося здания, Марджани добился того, что новый белокаменный учебный корпус был возведен.

Обновилось не только здание, но и подход к обучению: в традиционный учебный план вошли такие светские предметы, как геометрия, история, астрономия. Марджани пытался преобразовать сознание мусульман в духе современности.

Марджани одним из первых признал необходимость изучения татарами русского языка. Когда в Казани открылась школа, готовившая учителей русского языка для татарских учебных заведений, Марджани выступил на торжестве со смелой приветственной речью, а затем стал преподавать. «Мы убеждены, – позже напишет он, – что изучение русского языка нам не повредит. Но безусловно повредит игнорирование при этом родного языка». Мечеть «Аль-Марджани» была единственным мусульманским храмом, который функционировал в советское время. Со временем она стала местом, куда приезжали иностранные делегации из мусульманских стран. Сейчас мечеть «Аль-Марджани» – не только религиозный, но и культурно-просветительский центр. Здесь выпускают специальную литературу, проводят различные конференции и форумы. В мечети планируется создание бизнес-центра для мусульман, где молодые предприниматели могут получить помощь и найти инвесторов для своих проектов.

Качества

Единство
Упорство

Считается, что создатель уникального памятника татарской духовной культуры - петербургский архитектор Василий Кафтырев. Видное место в архитектуре мечети он отвел как традициям татарской средневековой архитектуры, так и элементам русского барокко

«Мы убеждены, – писал Марджани, – что изучение русского языка нам не повредит. Но безусловно повредит игнорирование при этом родного языка»

Мечеть аль-Марджани

Первая соборная мечеть названа в честь выдающегося имама и просветителя Шигабутдина Марджани. История ее постройки и развития служит прекрасным примером единства исторических традиций и современности.