пропустить
Национальные костюмы

Национальные костюмы

Традиционно татары одевались в простую, свободную и яркую одежду, которую отличало высокое мастерство исполнения. Благодаря мастерству портных и богачи, и бедняки, в сущности, одевались одинаково – те, кто был состоятельнее, могли позволить себе более дорогие ткани и украшения.

Каждый татарин носил похожую на тунику глухую, нераспашную, длинную рубаху-күлмэк, а также штаны из ситцевой, льняной или хлопчатобумажной ткани. Зимой вместо штанов надевались брюки-чалбар из плотной ткани, скажем, полусукна. Мусульмане не могли носить только шелковую одежду: шелк использовался лишь при пошиве тюбетеек.

Традиционно у татар было много вариантов верхней одежды. Для дома – камзол, называвшийся «камзул», пришедший из Западной Европы и сохранившийся в обиходе у татар, башкир и казахов.

В начале прошлого века он превратился в похожий на жилет камзол-безрукавку. Другой вариант верхней одежды – казакин, по-татарски «кэзэки», приталенный полукафтан, доходящий до щиколоток, с длинными рукавами, со стоячим воротом, застегивающимся у горловины на крючок. А на груди – кармашек для часов.

Стильный казакин был популярен среди татарской интеллигенции в начале XX века. Утепленный ватой или овечьей шерстью, он назывался бишметом. Приталенный кафтан-халат – чикменем. Просторный халат – джиляном.

Конечно, у татарина обязательно был пояс – из ткани, шерсти или самотканый. Зимой татары переодевались в тулупы, доходившие почти до пят, или шубы из овчины, лисьего меха или меха белого барашка.

Татарка обязательно надевала под рубаху матерчатый нагрудник-кукрекче. Также носила передник: он служил и как праздничная, и как повседневная деталь гардероба.

В целом женская верхняя одежда во многом повторяла мужскую, хоть и отличалась некоторыми особенностями, а также обилием декоративных элементов. К началу XX века общеевропейская мода начала серьезно влиять на то, что носили татарки: платья с пышными подолами стали сильнее подгонять по фигуре.

Татарки до самой смерти обязательно носили украшения – накосные, наручные, нагрудные – из серебра, камней вроде бирюзы и сердолика. Нарядная татарка – женщина с серьгами, накосниками, бусами, браслетами, перстнями, налобной цепочкой из сканых блях, с особенной воротниковой застежкой. Отдельно нужно упомянуть нагрудную перевязь-хэситэ, выполнявшую функцию оберега, при ней находилась коробочка с молитвами из Корана. Хэситэ носили под правую руку. На правом плече, как верят мусульмане, сидит ангел.

Также стоит остановиться на такой детали одежды, как изу – нагрудное украшение в виде дугообразных нашивок на грудь рубахи из лент и тесьмы, которое было порой и съемным. Кроме этого, в косы вплетались ленты или тесьма, а на них нанизывались монеты.

Для создания такого сложного костюма требовалось большое мастерство, зато когда татарка шла, ее сопровождал чувственный шорох и перезвон – так каждая девушка становилась сказочной принцессой.

Одежда украшалась вышивкой, кусочками ткани, ткаными узорами. Вышивка выполнялась специальным крючком, а орнаменты были, конечно же, цветочными, с образами солнца, луны, растений, животных. Особенно рукодельницы любили цветы – георгины, хризантемы, астры, пионы. И, конечно же, тюльпан – сакральный символ, обозначающий Бога в мусульманской традиции.

Качества

Традиция
Мастерство

Для создания такого сложного костюма требовалось большое мастерство, зато когда татарка шла, ее сопровождал чувственный шорох и перезвон, словно она была восточной принцессой из сказки

Кстати, множество слов, связанных с одеждой, перешло из татарского языка в русский: ыштан (штаны), башлык, пыйма (пимы), камзул (камзол), кеса (кисет)

Национальный музей Республики Татарстан

Традиционно татары одевались в простую, свободную и яркую одежду, которую отличало высокое мастерство исполнения. Благодаря мастерству портных и богачи, и бедняки, в сущности, одевались одинаково – те, кто был состоятельнее, могли позволить себе более дорогие ткани и украшения.