пропустить
Северный мавзолей

Северный мавзолей

В Северном мавзолее на территории Болгарского городища хранятся древние могильные плиты. Надписи на них – единственный источник булгарской письменности.

«Люди пишут, а время стирает / Все стирает, что может стереть», – в одном из стихотворений писал Самуил Маршак. Многое из того, что сохраняло и объясняло булгарскую цивилизацию, было уничтожено врагами Волжской Булгарии и веками, прошедшими с момента консервации города Булгара в XV веке.

Тем не менее память о ней сохраняется, и не только в физических объектах: руинах оборонных сооружений, замках, палицах, треснувших керамических сосудах. В отличие от многих народов, населявших территорию современного Татарстана, жители Булгара обладали письменностью, и потому надгробия, заполняющие усыпальницы, представляют особенную ценность: они говорят о тех, кто жил в Волжской Булгарии, и позволяют пытливым историкам реконструировать быт целой цивилизации.

Интерес к усыпальницам возродился весьма поздно: в XVII веке рядом с Северным мавзолеем был выстроен Успенский монастырь. Монахи оборудовали в мавзолее погреб, не очень-то беспокоясь о его исторической значимости, их не трогала даже любознательность Петра I, благодаря которой неутомимый монарх внимательно изучил все городище и особым указом повелел сохранить и подробно описать все существующие объекты. Изредка в мавзолей наведывались ученые-любители: они либо сверялись со списком эпитафий, который был собран сразу после петровского указа, либо отыскивали новые надгробия. Многие пробовали переводить переписанные эпитафии, но Академия наук отвергала эти варианты по причине несистематичности.

Разгадать принцип формирования булгарской письменности удалось Хусаину Фаихзанову, преподавателю тюрко-татарского языка СПбГУ, в середине XIX века. Во время одной из экспедиций возле села Тетюш он изучил три намогильных камня и сумел реконструировать грамматические правила, которым следовали булгары. Забавно, что Фаихзанов не был булгароведом, его просто интересовала лингвистическая загадка; вооружившись его методом, за описание эпиграфических памятников Булгарии взялись многие лингвисты.

В 1942 году в Булгар прибыла специальная комиссия Научно-исследовательского института татарского языка, литературы и истории: в разгар войны они составляли подробную опись исторических памятников, чтобы уберечь объекты наследия от военного вандализма.

В ходе экспедиции комиссия посещала и Северный мавзолей, в котором сейчас хранятся могильные плиты с территории Болгарского городища. В 60-х годах ХХ века началась активная реставрация памятника: были законсервированы стены, реставрированы оконные проемы и восстановлен купол. Тогда же над Северным мавзолеем возвели железокерамзитную оболочку, которая и сейчас сохраняет древнюю кладку от капризов погоды.

Качества

Традиция

Надписи на булгарских надгробиях – единственные данные о языке булгар, подтверждающие его связь с современными татарским и чувашским языками

Северный мавзолей

В Северном мавзолее на территории Болгарского городища хранятся древние могильные плиты. Надписи на них – единственный источник булгарской письменности.