пропустить
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

Театральные представления для широких масс начали проводить в Казани еще в 1791 году. В 1803 году был построен первый деревянный театр; с тех пор в Татарстане развиваются традиции сценического искусства, основанного не только на таланте, но и на упорном труде и умелом руководстве.

Первое здание уничтожил пожар 1842 года, и через 4 года был заложен его каменный двойник. С 1874 года, ознаменованного премьерой оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», начались постоянные оперные сезоны. Их не останавливали и постоянные пожары, буквально преследовавшие здание: оно вновь горело в 1874 году и снова стало жертвой огня в 1919 году.

Несмотря ни на что, труппа продолжала работу, благо она состояла из очень целеустремленных людей. К примеру, будущий ректор консерватории композитор Назиб Жиганов в 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета. При этом еще в 1939-м в честь открытия театра была поставлена именно его опера «Качкын» («Беглец»). Поскольку на тот момент строительство нового здания не было закончено, спектакли шли в Татарском государственном театре, Большом драматическом театре и на других сценических площадках . В это время на должность заведующего литературным отделом устроился поэт Муса Джалиль.

Строительство здания продолжилось после войны, возведением занимались пленные немцы под руководством архитектора Исмагила Гайнутдинова. Зодчий использовал в своей работе национальные татарские и древнебулгарские орнаменты, прочтенные в традиции советского монументального классицизма. Строительство было полностью завершено к 1956 году.

Фасад и интерьер здания были украшены узорами, изображающими мифологическое дерево жизни с райскими птицами, по преданию, приносящими успех и процветание своим владельцам.

Входные двери украсили круглыми булгарскими щитами, несущими защиту и надежность. По бокам здания находятся памятники двух великих писателей – русского и татарского, Александра Пушкина и Габдуллы Тукая. Постановки по их произведениям давно идут на сцене театра. В настенных узорах театра присутствует священный для мусульман цветок – тюльпан, визуальная метафора имени Аллаха.

Архитекторы Театра оперы и балеты строили закулисные помещения и сцену, прислушиваясь к просьбам актеров, поэтому театр невероятно удобен и для публики, и для артистов.

 Когда 28 сентября 1956 года открылось новое здание (звучала опера Жиганова «Алтынчеч»), ему было присвоено имя Мусы Джалиля.

Со временем репертуар театра поменялся, в нем появились произведения русских и зарубежных классиков. В 1988 году театр получил приставку «академический». С 1982 года на его сцене начал проводиться крупнейший международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина. А с 1987 года – фестиваль классического балета, носящий с 1993 года имя Рудольфа Нуриева.

Театр оперы и балета самостоятельно занимается пошивом костюмов и обуви. Эскизы и сложные декорации также создаются руками мастеров казанского театра.

В 90-х годах после развала СССР общенародный культурный уровень резко спал, оставив залы российских театров почти пустыми. Для возобновления зрительского интереса и подъема уровня постановок руководство Татарского театра оперы и балета приняло решение об отказе от постоянной труппы и перешло на контрактную систему работы артистов. После этой реформы в спектаклях стало возможным задействовать крупнейших звезд оперы и балета с мировым именем. Новшество принесло колоссальный успех. Теперь у театра вновь есть постоянные балетные и оперные труппы.

Качества

Упорство

Опера и балет в особенности требуют не только высокого мастерства, но и необыкновенного упорства. Ценой огромного труда артисты создают настоящее искусство – в Казани им можно насладиться в стенах Театра оперы и балета

Театр оперы и балета

Театральные представления для широких масс начали проводить в Казани еще в 1791 году. В 1803 году был построен первый деревянный театр; с тех пор в Татарстане развиваются традиции сценического искусства, основанного не только на таланте, но и на упорном труде и умелом руководстве.