пропустить
Голубая мечеть

Голубая мечеть

Голубая мечеть (Четвертая соборная), как и многие мусульманские храмы Казани, была построена на средства благотворителей: купеческие татарские династии не жалели средств для достойных дел. Вера стирала классовые различия и объединяла в храме и богатых, и обездоленных.

Голубая мечеть была возведена в беднейшей части Татарской слободы, на углу Большой Мещанской и Поперечно-Захарьевской улиц, буквально в нескольких шагах от фешенебельной Юнусовской площади. Здесь в основном жили бывшие крестьяне, покинувшие родной дом в поисках заработков.

Ее пример нетипичен для истории казанских мечетей, появление которых принято связывать исключительно с выдающимися благотворителями.

Действительно, вклад Юнусовых, Апанаевых и других представителей благочестивого казанского купечества обеспечил развитие многих общин, однако в их тени скрывались не менее религиозные и благочестивые люди. Их незаметность объяснялась отсутствием у них социального и финансового капиталов, которыми располагали купцы. Тем не менее именно их на первый взгляд незаметная сплоченность сделала возможным появление Голубой мечети.

Несмотря на кромешную бедность, члены общины улицы Нариманова нашли средства, чтобы построить в 1778 году деревянную мечеть.

В 1815-м купец Ахмет Аитов-Заманов, владелец мыловаренного завода, перевез в деревню обветшавшее здание мечети и начал возведение нового, кирпичного. Интересно, что территориально Ахмет Аитов относился к общине Первой соборной мечети и взялся за строительство Голубой мечети из благородных соображений. Династия купцов и благотворителей Аитовых-Замановых была известна не только строительством храмов, но и другими богоугодными делами. Башир Аитов во время эпидемии холеры в Казани на паях с другими купцами построил «холерную больницу» и содержал ее, пока болезнь не покинула город. Муса Аитов отдавал часть своих доходов для поддержания беднейших татарских семейств. Фатиха, жена Сулеймана Аитова, учредила единственную в Казани гимназию для девушек-татарок.

Работа над мечетью была закончена в 1819 году. Тогда же фасад постройки выкрасили в голубой цвет, и мечеть приобрела свое современное название.

Кирпичное здание Голубой мечети выполнено в стиле классицизма с минаретом в центре крыши. В 1907 году к южному фасаду прибавлен двухэтажный пристрой, выступающий с западной и восточной сторон. В плане здание приобрело Т-образную форму.

Ахмет Аитов-Заманов и другие члены общины не жалели средств и на содержание учебного заведения и приглашали на службу лучших имамов того времени. Один из первых, Габденасыр Рахманкулов, в середине 20-х годов XIX века учредил мектеб (педагогическое училище, в котором готовили мусульманских преподавателей).

Чуть позже местные состоятельные купцы Юсуф и Курбан-Гали Арсаевы выделили средства на постройку отдельного здания, которое и сегодня известно как старейшее казанское медресе «Халидия». Оно открылось в 1825 году и было одним из самых крупных в Казани. Его учениками были драматург Галиаскар Камал и ученый-историк Газиз Губайдуллин. Учили в нем по старым методикам и всячески противились влиянию просветителей-джадидистов, писали доносы на сторонников европейского образования и устраивали кампании против татарского театра.

Мечеть закрылась в 1932 году, трехъярусный минарет разобрали, а здание стало жилым помещением. Мусульмане вернули его только в 1993 году, в 2009-м восстановив и трехъярусный минарет.

Качества

Единство

Голубая мечеть построена в 1778 году верующими из бедной общины улицы Большая Мещанская (ныне – Нариманова). В 1815 году купец Ахмет Аитов-Заманов построил на ее месте новую каменную мечеть

Голубая мечеть

Голубая мечеть (Четвертая соборная), как и многие мусульманские храмы Казани, была построена на средства благотворителей: купеческие татарские династии не жалели средств для достойных дел. Вера стирала классовые различия и объединяла в храме и богатых, и обездоленных.