пропустить
Свято-Успенский Зилантов монастырь

Свято-Успенский Зилантов монастырь

Свято-Успенский Зилантов монастырь стал центром для православной общины Казани с первых же дней своего существования. Как и несколько веков назад, монастырь – первая достопримечательность, которую видит путник, въезжающий в город.

Уже несколько веков Успенский монастырь находится на Зилантовой горе. По древней легенде, на ней обитал змей Зилант, позже изображенный на гербе Казани. Монастырь был основан Иваном Грозным в 1552 году на месте царской палатки и походной церкви, у которой были похоронены русские воины, погибшие во время взятия Казани.

К XVII веку здесь сложился уникальный архитектурный комплекс, напоминавший кремль в миниатюре.

Монастырь изначально стоял на берегу Казанки, и регулярные весенние разливы реки не только отрезали обитель от остальной земли, но и подмывали строения. Монастырь решено было перенести на Зилантову гору. Сейчас там, где стояла первая поминальная церковь, находится уникальный мемориальный комплекс – храм-памятник павшим воинам.

Новое место монастыря на Зилантовой горе оказалось удачным: мимо него проходили все суда, приходившие в Казань, недалеко находились пристани, что давало монастырю дополнительный доход. На само строительство монастыря Иваном Грозным и его тогдашней женой Анастасией Романовой было даровано 400 рублей (по тем временам огромная сумма).

Собор построен в традиции псковско-новгородского зодчества, что выделяет его среди других храмов XVII века, но общий архитектурный облик монастыря отличается завидной пестротой: например, собор Успения Пресвятой Богородицы решен в стиле русского барокко начала XVIII века, с роскошным интерьером и пышным декором фасада. Есть постройки и в сдержанном посадском стиле, и в раннемосковском, однако важно помнить, что практически все здания монастыря были реконструированы в начале XXI века. Тому есть простая причина – установление советской власти.

В 1918 году на Зилантову гору пришли белочехи и, невзирая на просьбы общины, разместили пулеметы, из которых обстреливали подходящих красноармейцев. Затем снялись с места и ушли, оставив общине более чем неприятный разговор с подошедшими революционными отрядами. Красноармейцы, поднявшись на гору в августе 1918 года, решили, что их обстреливали монахи, и устроили показательный расстрел всей братии. Выжил только престарелый отец Иосиф: он упал раньше своих собратьев, и большевики сочли его мертвым. Позже Иосиф служил в Иоанно-Предтеченском монастыре и лишь перед самой кончиной рассказал об этом страшном случае.

Монастырь опустел, но в начале 20-х на его территории собралась православная община, поддерживавшая его в чистоте.

В 1928 году общину разогнали по указу ЦИК ТАССР: здесь устроили детскую колонию, склады МВД и коммунальные квартиры.

В 1998 году территорию вновь передали монастырю, который возродился теперь уже как женский, началось восстановление всех храмов и построек. Сейчас на небольшой территории располагаются два собора, две церкви и надвратная колокольня. Застройка велась в начале XXI века, хотя реконструкции храмовые здания подвергались и в конце XIX столетия, например собор Успения был обновлен в 1898 году по проекту архитектора Федора Малиновского, казанского губернского архитектора, который имел опыт работы с храмовыми зданиями и спроектировал Бурнаевскую мечеть.

В монастыре хранится список иконы Смоленской Божией Матери, освящавшей воинство Ивана Грозного; нынешние посетители общины могут отправиться на групповую экскурсию, внимательно изучить весь ансамбль монастыря и надолго пропасть в монастырской библиотеке, заполненной старинными фолиантами.

Качества

Мастерство
Единство

Как и много лет назад, монастырь – обитель духовности и памятник вечного поминовения павших воинов

На территории монастыря можно было встретить совершенно разные стили: псковско-новгородский XVI века, посадский XVII, русское барокко начала XVIII столетия, а также классицизм и псевдоготику

Свято-Успенский Зилантов монастырь

Свято-Успенский Зилантов монастырь стал центром для православной общины Казани с первых же дней своего существования. Как и несколько веков назад, монастырь – первая достопримечательность, которую видит путник, въезжающий в город.